maroussiainlove: (Default)
[personal profile] maroussiainlove

Как выяснилось вечером третьего дня, пока мы бродили по плотине, инструкторы осматривали каньон на предмет возможного сплава.После ужина нас попросили не расходиться и начали запугивать рассказывать о технике безопасности при прохождении порогов.
В общем, получилось, что менеджер тура меня обманула. Общаясь с ней в аське перед отъездом, я спрашивала, сильно ли мочит в байдарках. Ее ответ дословно: «Там порогов нет, так что должно быть сухо». У костра мы услышали совсем иное: «В байдарке вся нижняя часть у вас будет мокрая». Я еще перед походом подозревала, что есть некоторая разница: томно вылезать из пенной ванны в мокрой рубашке в руки любимого мужчины, или сидеть несколько часов в мокрой одежде в байдарке при температуре воздуха не выше 15 градусов. Второй вариант даже в теории казался мне не слишком заманчивым, однако реальность оказалась куда прозаичнее и жестче.

Нам сказали, что есть возможность сплавиться в том самом каньоне. Но есть сложное для прохождения место, в котором велика вероятность перевернуться: небольшой слив, за которым «бочка», то есть встречный поток воды (разницу между порогом, шиверой, бочкой, валом и прочими препятствиями можно посмотреть здесь ). Если перевернешься  в «котел» бочки,   сходящиеся в ней потоки могут  закрутить, лишив возможности плыть дальше. Ко всему прочему, с левой стороны от бочки идет сильное течение, которое прижимает к скалам (это если в бочке не застрянешь и не окажешься справа от нее). Что там внутри этой бочки, насколько сильное течение и глубина- никто не знает. Ушибы при купании нам гарантировали, это как минимум. И конечно, каждый может отказаться от прохождения порога, ограничившись тренировочными занятиями выше по течению. Но такой уровень воды в каньоне инструкторы наблюдают первый раз за 4 года, поэтому грех не воспользоваться возможностью. Обо всем этом нас предупредили вечером третьего дня.

Вобщем...в результате от прохождения порога отказался только 1 человек, благодаря которому появились фотографии, являющиеся самыми ценными для меня в этом походе.Следующим утром, оставив лагерь под присмотром третьего инструктора, мы отправились пешком выше по течению.
Там нас ждала машина с байдарками: несколько двухместных и трехместных, вот таких:

Сидеть в них, честно говоря, не слишком удобно: спина постоянно в напряжении, потому что спинки "стульев" совершенно не функциональны, корпус держишь только силой мышц, иначе ляжешь на того, кто сидит сзади. Байдарки были для меня абсолютно неведомым доселе транспортным средством.
Тренироваться мы начали выше по течению, примерно в том месте, где виден мост:

И хоть порогов в этом месте совершенно не было, на первой же шиверке меня окатило с ног до головы, поскольку передо мной никто не сидел. Но первому сидящему проще всего, его задача- тупо грести (зато ему достается воды больше, чем остальным). Самая сложная задача у того, кто сидит последним и управляет. Однако успех в прохождении маршрута складывается из действий всех членов команды: не догребут сидящие впереди- плохо; не поставит рулевой под нужным углом байдарку перед порогом- еще хуже.
Час или полтора продолжались эти развлечения, дальше мы подплыли к плотине, оставили байдарки на берегу и пошли смотреть каньон и то самое жуткое место. Для этого мы пролезли через ограждения и пошли по узкому барьеру, разделяющему русло реки от искусственного канала, здесь он хорошо виден

Зашли за поворот, прошли еще дальше и спустились с левой стороны в каньон. Там нам еще раз рассказали, как проходить проблемное место. Проходила его каждая байдарка по отдельности, на берегу для страховки стоял человек со спасательной веревкой, потом к нему присоединился экипаж байдарки, первой преодолевшей каньон. После каньона следовало ждать ЦУ от инструкторов. Финальной точкой маршрута в этот день был наш лагерь, который, как я уже говорила, стоял примерно в километре- двух от машинного зала ГЭС ниже по течению.

Байдарочные команды по одной потихоньку выбирались из каньона и шли к месту старта. Потом уже, на стоянке, выяснилось, что возвращаясь бегом по барьеру, одна из наших барышень не удержалась и хлопнулась в канал (а мы помним, чем он заканчивается, да?). При этом она даже не пискнула, попыталась выплыть сама. Парни, которые были впереди, оглянулись лишь потому, что не услышали ее шагов. Оглянулись, ужаснулись, вытащили.

Со стороны посмотреть на прохождение каньона было тоже крайне интересно, все происходит очень быстро. При правильном управлении байдарка проскакивает бочку за пару секунд, и потом выходит в относительно спокойное место.
Байдарку спускали с левого берега каньона, сразу за водопадом. На руле сидела командирша, перед ней еще одна барышня, а первая- я.
Входим в поворот

Вырулили нормально

Летим в бочку

Дальше....дальше все очень быстро. Я помню, что мы хорошо шли, и почти ее проскочили. Почти....
Секунда- мы гребем изо всех сил, еще в байдарке. Следующая секунда- я ухожу под воду с головой, причем умудрилась даже кувырнуться. Как вылетела из байдарки- не успела запомнить, все произошло моментально. Паниковать было некогда, испугаться я просто не успела. Помню себя в котле: прекрасно вижу под собой весло, и почему-то больше всего меня в этот момент заботит не собственная жизнь, а то, что уплывает нужное в походе имущество, вот смех... Секунда- выныриваю и оказываюсь четко под байдаркой, вот этот момент: двое из трех барышень под водой. Речной водицы, я, разумеется, наглоталась по самое не хочу.

А под байдаркой хоть и есть некое пространство без воды, но вдохнуть места не хватает. И вот можете смеяться, но в тот момент я на полном серьезе подумала, что наверное утону. Спокойно так подумала, без паники. Ну, пора так пора...Следующая мысль: и шо, вот прям утону что ли??? Фиг вам!!!! Зло взяло. Секунда- ныряю еще раз, и оказываюсь слева от байдарки. Здесь прекрасно видно, что меня проносит сантиметрах в 20 от тех самых скал, в которые бьет течение. Инструкторша схватилась за спасконец, барышня из середины лодки плывет справа. В какой-то момент я, спасая весло, вцепилась в него ногами, поэтому его видно.

Байдарку тоже не хотелось оставить, и самой с байдаркой как-то роднее, поэтому расклад после бочки был таким: Марина- инструктор благополучно выбралась на берег сразу после бочки, вторая участница вместе со своим веслом погребла к берегу, а я, зажимая весло ногами и держась за леер байдарки, понеслась к машинному залу. Второе весло в какой-то момент было рядом, но дотянуться рукой я до него не могла, а ногами дрыгать не рискнула, потому что могла лишиться и первого весла. Пока я плыла и думала, как жить со всем этим хозяйством дальше, вдогонку пустился Костя- инструктор, в двухместной байдарке. На фото мы еще в каньоне, и справа за деревьями видны сооружения ГЭС.

Костя довольно долго пытался меня остановить, но ничего не получалось, т.к. течение было весьма сильным. По шиверке рядом с ГЭС меня протащило спиной, я слегка попищала от возмущения, а потом течение вынесло на спокойное место, где наконец-то можно было остановиться.
Дальше ржач....Костя приказывает выбираться из воды, я приказываю избавить меня от весла. Мы, конечно, практически сроднились за время заплыва, но пора бы уже и расстаться. Забирает весло, переворачивает мою байдарку и командует забираться в нее. А я не могу, граждане! Натурально не могу! Потому что на мне: непроветриваемые кроссовки (по технике безопасности в сандалиях в байдарке нельзя- может пальцы побить о камни; в резиновых сапогах тоже нельзя- либо потеряешь в пороге, либо они тебя утянут на дно), гольфы, нейлоновые брюки, под ними х/б бриджи длиной до икры (нам рекомендовали защищать ноги), футболка, ветровка,  перчатки,  спасжилет и еще каска.
Короче, со второй - третьей попытки, кряхтя, воя и матерясь, я сажусь в байдарку. Костя отгоняет меня к берегу и командует ждать.

Сколько времени я провела в таком состоянии- не знаю. Мне казалось, что очень долго. Очень. А вода была теплее воздуха, ни лучика солнца. И вот тут я, наверное, впервые прочуяла всю прелесть поговорки про неизбежное изнасилование. Очень хорошо помню, что сижу в байдарке, понимаю что наверняка простыну (и счастье, если не будет, например, цистита или чего похлеще), мне холодно, одиноко, досадно, мокро, неприятно...."Ты в жопе, ЛенаСанна", - говорю я самой себе. И вот я это понимаю, и понимаю что ничего не остается, как наслаждаться этой жопой, потому что все уже случилось и сделать я ничего не могу, только ждать. И вот в тот момент, когда я почувствовала себя такой мудрой-мудрой, просветленной- просветленной....я увидела,  что ко мне плывут, чтобы составить компанию в байдарке и наконец-то отправиться в лагерь.

И вот я думаю, что если б мы не кувырнулись в пороге, впечатлений от похода было бы на порядок меньше. Я рада, что все обошлось без травм (обещанные синяки имели место, да) и я это пережила. А в лагере в этот вечер было много дел, о чем в следующем посте.

Date: 2012-09-19 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] luka83.livejournal.com
Я верно понял, что прохождение порога имело не практический, но сугубо спортивный интерес?

Date: 2012-09-19 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] maroussiainlove.livejournal.com
Да. В пятый день без порогов было никак, а в четвертый можно было и в лагере отсидеться. Или отказаться от прохождения именно каньона.

Date: 2012-09-19 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] greatgonchar.livejournal.com
Незабываемые впечатления! Эх, здорово!

Date: 2012-09-19 10:17 am (UTC)

Date: 2012-09-19 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] darena13.livejournal.com
Омг, страшно-то как. Я только на подмосковных речках была и то бывали опасные случаи у нас.

Date: 2012-09-19 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] maroussiainlove.livejournal.com
страшно потом :-))) это очень похоже на падение с лошади- испугаться не успеваешь. Страшно потом думать, как оно могло быть.

Date: 2012-09-19 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] linda-anele.livejournal.com
гыгы))
зато ты покаталась на байдарках!

Date: 2012-09-19 01:44 pm (UTC)
...и больше не хочу :-)

Date: 2012-09-19 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] nor-man-volk.livejournal.com
Простыла в итоге или обошлось?

Date: 2012-09-19 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maroussiainlove.livejournal.com
обошлось :-) Простыла сразу как вернулась домой. Организм мудр....терпел сколько надо :-)

Date: 2012-09-20 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rude-chortenya.livejournal.com
ужас-ужас. Страшно. Но адреналину свою дозировочку получила )))

Date: 2012-09-20 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] maroussiainlove.livejournal.com
будет что вспомнить, когда для походов стара стану :-)))

Date: 2012-09-20 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] rude-chortenya.livejournal.com
ага.. шамкая внучкам "Ваша бабка и не такое смогла" )))